Памятка по выполнению
работы над ошибками по русскому языку.
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в
конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный
знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая
маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена
букв.
Напиши слово 3 раза, раздели
на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка,
строй/ка, строй/ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на
слоги для переноса. Покажи все
случаи переноса. Пример: ру-чейки,
ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну
букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление
на слоги.
Раздели
слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример:
во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.
ЗАПОМНИ!
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Внимание!
Место, где была
допущена ошибка, необходимо выделять
(подчёркивать).
Если допустил ошибку на правило, узнай, в
какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по
составу.
7.
Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно.
Выдели приставку. Образуй от
этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал,
заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ!
Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
8. Правописание предлога со словом.
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому
относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом:
между предлогом и словом поставь ещё
слово. Подбери ещё слово с этим
предлогом. Например: к (какому?) берегу; к
(крутому) берегу; к
(какому?) дому, к (большому) дому;
ЗАПОМНИ! Предлог – это
отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить ещё слово.
У глаголов нет предлогов (на
ветке налетел).
9. Предлог перед
местоимением.
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это
правило. Например: у нас, ко
мне, с тобой, к
нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с
местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с
глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это
правило. Пример: не был, не
выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами
пишется отдельно.
11. Словарные слова и все орфограммы,
которые ещё не изучали.
Написать слово 5 раз,
поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях
стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово.
Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило.
Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ!
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с
большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни
слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и,
слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно,
подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ!
Слова с чк, чн, чщ пишутся без
мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним - одной чертой.
Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь,
коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет
– одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна,
воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши
слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы,
которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это
правило. Например: съезд,
объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ!
объект,
субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ!
Разделительный твёрдый
знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова
проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую
гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая
(горка), волна́
( во́лны).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные
в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена
ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример:
город (города), мороз
(морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).
ЗАПОМНИ!
Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить
парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы
проверки: У существительного:- изменяя число (ногти - ноготь, локти – локоть);
-
изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в луке);
-
подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)
-
заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить,
ходьба - ходить);
У
прилагательных - образование краткой формы: жуткий - жуток.
20. Непроизносимая
согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему
проверочное слово, выдели корень. Напиши
ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда),
местность (место).
ЗАПОМНИ!
Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово
или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный
звук.
До
чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце
в небе празДнично горит,
Освещает
месТность и окресТность,
И
теплом своим серДца бодрит,
Но
лежит на пасТбище корова,
ГрусТно
смотрят карие глаза,
Потому
что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!»
сегодня не сказал.
И
ужасно, и опасно
Букву
Т писать напрасно!
Всем
известно, как прелестно
Букву
Т писать уместно!
21. Двойные
согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно.
Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример:
груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с
двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные одна из которых является частью
приставки (суффикса), другая - корня.
Запиши слово правильно.
Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая
написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет
(свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить
(тащит); весенний (весна), длинный (длина),
малинник (малина).
23.
Правописание наречий.
Выпиши
слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце
слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в
одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы
о, а.
24. Гласные
и согласные в приставках.
Выпиши
слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же
приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно,
выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить,
записать проверочное слово.
Пример: Липовый - дубовый,
кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни
написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш
(сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ.
ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ.,
ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь
(сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч.,
Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);
кипуч (краткое
прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У
существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у
имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных
женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь)
в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и
запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться,
(что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы
неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО
ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с
мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего
времени.
Выпиши глаголы правильно,
выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь
(гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л.,
ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов
2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное с
словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную
форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в
нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на
это правило.
Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему?
по улиц. - сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова
помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.
Можно пользоваться
таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать
определять падеж.
30.
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное
вместе с тем существительным, к которому оно относится,
поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на
окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж
прилагательного по существительному.
Пример: К лесу (какому?)
дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для
определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи
по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по
вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать
родовые окончания имен прилагательных.
31. Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на
гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в
окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит - смотреть (гл. исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и)
ЗАПОМНИ! Гласные е -
и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и
спряжению.
(I спр. –
- е; - ут; - ют. (Все остальные
глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти.
II спр. –
-и, - ат. – ят. Все
глаголы на - ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть,
терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)
32. Разбор
слова по составу.
Выпиши
слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции.
Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать
количество звуков и букв в слове.
34. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Разбор по членам
предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с
вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут
душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые. Цветут (где?
) в лесу.
ЗАПОМНИ!
Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при
помощи вопросов от слова к слову.
Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет (о
ком или о чём говорится в предложении), отвечает на вопросы Кто? или Что?, подчёркивается одной чертой.
Сказуемое – главный
член предложения, обозначает действие предмета (что говорится о подлежащем),
отвечает на вопросы Что делать? Что
сделать? подчёркивается двумя чертами.
Определение – второстепенный член предложения. Обозначает признак предмета,
отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Подчёркивается волнистой чертой.
(Признак предмета или явления
обозначает определение. Чей? и Какой?
ответы просты, лишь не хватает волнистой черты)
Обстоятельство – второстепенный член предложения. Обозначает время,
место, причину, образ действия. Отвечает на вопросы Где? Когда? Как? Откуда? и
Куда?
Подчёркивается пунктиром с точкой. (На вопросы Где? Когда? Как? Откуда?
И Куда? Обстоятельство всегда вам дадут ответ – да-да.)
Дополнение – второстепенный член предложения. Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей, подчёркивается пунктиром.
36. Однородные члены предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово
от которого они зависят. Правильно расставь знаки. Пример: Ель,
сосна, осина и берёза здесь растут
дружно и тесно. В огороде ребята собрали огурцы,
помидоры,
|