Современный урок в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся в младшем звене неустойчиво. Быстрая утомляемость на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока необходимо включать многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут. Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить какой - либо материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Вот некоторые виды разрядки, которые применяются на уроках в начальных классах I. Оздоровительные двигательные минутки. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения. - Игровые двигательные минутки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, для проведения внеклассной работы. - Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства. - Упражнения сопровождаются музыкой, - Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку (например дома), Структура проведения игровых двигательных минуток. 1. Все упражнения построены по принципу "от простого к сложному”. 2. На последующих уроках ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений. 3. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить новое упражнение. 4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится. Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч. При выборе видов разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе и следится за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво. . "Японская школа”: Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума. "Близнецы”: Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды: - присесть; - встать; - встать на цыпочки; - наклониться влево; - наклониться вправо; - прогнуться назад; - постоять на правой ноге, согнув левую в колене; - постоять на левой ноге, согнув правую в колене; Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо. Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации урока, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребёнок инструкцию. В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет: "А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задачу или цепочку арифметических действий. Такая игра "День - ночь” хороша для устного счёта. Педагогическая деятельность даёт возможность учителю проявить талант актёра. Учитель может перевоплощаться в любого литературного героя. Детям очень нравятся пародии на известных людей. Например, урок обобщения знаний по чтению можно провести в виде игры "Кто хочет стать отличником”. Из всех реквизитов понадобятся только очки, чтобы изобразить Максима Галкина и музыкальная заставка к популярной телепередаче. А в остальном – актёрский талант! Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-суд, урок-концерт .Дети интуитивно тянутся к добру, поэтому оправданно в уроке появляется сюжет: дойти до избушки Бабы-Яги и спасти Иванушку, помочь птенчику добраться до гнезда, а Муравьишке в муравейник. К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться. Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня об их педагогической эффективности и целесообразности. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя -помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительный аспект в проведении урока оказывает применение разнообразных форм работы с учащимися на уроках - это работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Полезно проводить зрительные диктанты, когда ученики закрытыми глазами выполняют построение многоугольника, не поворачивая головы одним движением глаз отыскивают геометрическую фигуру, размещенную в классе, табличку с новым математическим термином.. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: 1) вертикальные движения глаз вверх - вниз; 2) горизонтальное вправо - влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1) точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3) точка посередине верхнего края подбородка; 4) парные точки в височных ямках; 5) три точки на затылке в углублениях; 6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на протяжении урока. В ходе проведения данного вида работы эмоциональный настрой учеников заметно повышается после проведения динамических пауз. Предлагая домашнее задание учитель может продифференцировать уровень сложности, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».