НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Работа учителя начальных
классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства,
терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребенка
учитель также должен знать психологические и физиологические особенности детей
младшего школьного возраста и состояния здоровья каждого ребенка.
Учителям начальных классов
нужно учитывать и тот факт, что значительная часть учащихся уже на втором или
третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает
интерес к предметам, изучаемых в начальных классах. Это касается всех
предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая
грамотность, неумение правильно, точно и логично высказывать свои мысли в
устной и письменной форме.
Поэтому задача учителя
начальных классов, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать
учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребенка,
и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.
В начальных классах важнейшим
условием заинтересованного отношения ребенка к учебе, к предмету является
личность учителя, его увлеченность своим делом, а также умение поддержать веру
в силу и возможность каждого ребенка, общение с детьми в форме обнадеживающего
сочувствия, умение переживать беду ученика как свою собственную, умение
сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая
атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится
ошибиться, не боится допустить оплошность. Учителя младших классов должны
сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными.
Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства
обучения.
Поэтому
в последнее время в школе все шире стали использовать нестандартные формы
урочных занятий.
Вопрос о новых,
нетрадиционных формах урочных занятий поднимается многими учеными и
методистами. Я занимаюсь этой проблемой уже 2 года, и познакомилась с
различными точками зрения.
Так,
например, Харламов И.Ф. говорит о том, что в последнее время в школе все шире
используются нестандартные инновационные формы урочных занятий и ведутся поиски
их дальнейшей модернизации. К ним, в частности, относятся: уроки-семинары,
уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики, интегрированные уроки
и другие.
В
последние годы некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной
подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иногда склонны видеть причины этого в
том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, и не всегда могут
пробудить у учащихся интерес к изучаемому предмету.
Харламов
не соглашается с этим, потому что при качественном и творческом проведении
уроков передовые учителя добиваются высокой успеваемости и обеспечивают
активную деятельность школьников.
Не
смотря на это, поиски новых форм обучения, стремление к новизне, безусловно,
заслуживают всяческой поддержки.
В
своих работах И.П. Подласый тоже рассматривает нетрадиционные уроки и
подчеркивает, что с середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась
опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение
проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками,
имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебе.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную структуру.
Подласый обращает внимание
на то, что нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике
проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой
структурой и установленным режимом работы. Поэтому применять такие уроки
следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы
нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного
труда, невысокой результативности и т.п.
Б.Г. Лихачев в своих
работах подчеркивает, что уроку, как основной форме обучения, свойственны
объективные противоречия. Первое заключается в том, что урок в основном
обеспечивает общий, т.е. средний уровень З, У, и Н. Между тем дети одарены не
одинаково, у них проявляются разные способности. И важно, чтобы каждый ребенок
оставался самим собой и развивал свои способности в полной мере. Это
противоречие является одной из главных причин побуждающих учителя к творчеству.
Другое противоречие
заключается в том, что иногда педагог своими шаблонными стереотипами в передаче
готовых знаний нередко подавляет естественную активность детей, ограничивая
возможность их развития. С другой стороны, только самостоятельная и
"исследовательская" деятельность детей, изолированная от обучающей
работы учителя, не ведет к систематическому и прочному усвоению знаний. Знание
этого противоречиятоже побуждает
учителя искать рациональное сочетание своей активности с всесторонней
самостоятельной деятельностью детей.
Еще одно противоречие
проявляется в том, что ученик на уроке воспринимает частичную ограниченную
информацию. Между тем, подлинное формирование мировоззрения достигается
системой взаимосвязанных знаний, рисующих полную картину мира. Это побуждает
творческого учителя к постоянным поискам системных связей между отдельными
уроками, их взаимодействия с другими формами обучения.
Существенным также
является противоречие между коллективным и индивидуальным характером
деятельности учащихся на уроке. Коллективная работа стимулирует инициативу, активность
и обогащает знаниями всех детей.
Однако индивидуальная
самостоятельная работа не только углубляет знания школьников, но и является
единственным механизмом формирования познавательных, трудовых, поведенческих
умений и навыков. Это противоречие разрешается умелым сочетанием коллективных и
индивидуальных заданий на уроке.
Как мы знаем, уровень
развития и кругозор современного школьника углубился и расширился благодаря
резкому возрастанию свободно усваиваемой информации, стремлению к
самостоятельности, возникновению разносторонних познавательных интересов. Это
требует от учителя рационального распределения работы между различными формами
обучения, постоянного сочетания занятий репродуктивного характера с самостоятельными
творческими заданиями, основанными на программных знаниях, а также свободно
приобретенной информации и собственном опыте детей. Такой подход предопределяет
динамичность структуры урока, любой другой формы обучения.
Таким
образом, классно-кабинетная система предполагает тесное взаимодействие и
гибкость форм обучения, отвечающих современным возможностям и способам
получения и усвоения информации, возросшему уровню развития детей. Многообразие
и взаимосвязь различных форм обучения обеспечивают их взаимодополняемость, возможность
взаимопереходов из одной формы в другую. Это позволяет избежать злоупотребления
одной из форм, помогает учебному процессу не стать формальным, побуждает
учителей к творчеству, к поиску наиболее эффективной, гибкой системы организации
учебной работы.