"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..." И. А. Сикорский "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса". Ш.А. Амонашвили. К игровым формам урока относят ролевые, имитаци¬онные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Со¬образуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им при¬ходится играть свою роль в конфликтной ситуации, зало¬женной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащих¬ся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умения ис¬пользовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Основные особенности учебных игр: — моделирование определенных видов практической деятельности; — моделирование условий, в которых протекает дея¬тельность; — наличие ролей, их распределение между участника¬ми игры; — различие ролевых целей участников игры; — взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; — наличие общей цели у всего игрового коллектива; — групповое или индивидуальное оценивание деятель¬ности участников игры. Процесс игры позволяет формировать качества актив¬ного участника игрового процесса, учиться находить и при¬нимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; полу¬чать удовольствие от общения с партнерами, учиться со¬здавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влия¬ния игр на развитие познавательной активности и самосто¬ятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках препода¬вания предметов. Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидакти¬ческой. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводи¬мыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр. Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10—15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебной материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок загадки. Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. В реальной практике обучения все виды игр могу выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическим! факторами. Требования к проведению дидактических игр: _ игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для лич¬ной активности и творчества; _ игра должна быть построена на интересе; _ обязателен элемент соревновательности между учас¬тниками игры. Игра — активнейшая форма человеческой деятельнос¬ти. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участву¬ющего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возраста¬ет. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик – учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль ка¬тализатора; его умения и знания помогают ученику разви¬ваться быстрее. Этапы игры включают: 1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются до¬машние задания командам. 2. Игру. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Если учителя развивают творческие способности детей, учащиеся составляют прекрасные сценарии, пишут замечательные сказки, показывая значение грамматического и орфографического материала. Сказки – самый любимый литературный жанр у детей. Учителя помогают им изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, учат использовать сказочные начала-зачины: "В некотором царстве, в некотором государстве", "Жили-были", концовку, выделять сказочные слова и выражения, учат понимать сказочные превращения. Сказки будят нравственные чувства, дают работу мысли. Любимые сказки заставляют детей чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв за добро, справедливость. Дети с удовольствием перевоплощаются в Удалого Воробья, в Комара, в других героев К.И. Чуковского.
Деловая игра позволяет знакомый материал преподнести по-новому. Она воспитывает в учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело. Класс делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В помощь учителю (ведущему эксперту) выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовывать работу. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий. Какова последовательность работы? Учитель ставит перед детьми задачу. Затем идет работа в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запом¬нить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.