Вторник
15.07.2025
03:21
Категории раздела
Пригодится в работе [11]
Классные часы [3]
Разработки классных часов
Вход на сайт
Введите ваш логин и пароль
Забыли пароль?
Регистрация
Полезные ресурсы
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
МегаТалант
Поиск
Друзья сайта
Начальная школа «Здравствуй,
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Сайт учителя начальных классов Анны Николаевны Толстоуховой
Главная » Файлы » Для учителей » Пригодится в работе

Игровые формы урока
[ Скачать с сервера (18.4 Kb) ] 28.12.2011, 20:09
"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..."
И. А. Сикорский
"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса".
Ш.А. Амонашвили.
К игровым формам урока относят ролевые, имитаци¬онные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Со¬образуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им при¬ходится играть свою роль в конфликтной ситуации, зало¬женной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащих¬ся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Учебные игры применяются для развития умения ис¬пользовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Основные особенности учебных игр:
— моделирование определенных видов практической деятельности;
— моделирование условий, в которых протекает дея¬тельность;
— наличие ролей, их распределение между участника¬ми игры;
— различие ролевых целей участников игры;
— взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
— наличие общей цели у всего игрового коллектива;
— групповое или индивидуальное оценивание деятель¬ности участников игры.
Процесс игры позволяет формировать качества актив¬ного участника игрового процесса, учиться находить и при¬нимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
учиться умению общаться, установлению контактов; полу¬чать удовольствие от общения с партнерами, учиться со¬здавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.
Несмотря на общее признание положительного влия¬ния игр на развитие познавательной активности и самосто¬ятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках препода¬вания предметов.
Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидакти¬ческой. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводи¬мыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр.
Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.
Они занимают обычно 10—15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебной материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок загадки.
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могу выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическим! факторами.
Требования к проведению дидактических игр:
_ игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для лич¬ной активности и творчества;
_ игра должна быть построена на интересе;
_ обязателен элемент соревновательности между учас¬тниками игры.
Игра — активнейшая форма человеческой деятельнос¬ти. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участву¬ющего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возраста¬ет. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик – учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль ка¬тализатора; его умения и знания помогают ученику разви¬ваться быстрее.
Этапы игры включают:
1.    Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются до¬машние задания командам.
2.    Игру.
3.    Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.


Если учителя развивают творческие способности детей, учащиеся составляют прекрасные сценарии, пишут замечательные сказки, показывая значение грамматического и орфографического материала. Сказки – самый любимый литературный жанр у детей. Учителя помогают им изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, учат использовать сказочные начала-зачины: "В некотором царстве, в некотором государстве", "Жили-были", концовку, выделять сказочные слова и выражения, учат понимать сказочные превращения. Сказки будят нравственные чувства, дают работу мысли. Любимые сказки заставляют детей чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв за добро, справедливость. Дети с удовольствием перевоплощаются в Удалого Воробья, в Комара, в других героев К.И. Чуковского.
    
    Деловая игра позволяет знакомый материал преподнести по-новому. Она воспитывает в учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело. Класс делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В помощь учителю (ведущему эксперту) выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовывать работу. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий.
    Какова последовательность работы?
    Учитель ставит перед детьми задачу. Затем идет работа в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запом¬нить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.

Категория: Пригодится в работе | Добавил: A_N_Tolstoukhova | Теги: игровые формы обучения
Просмотров: 677 | Загрузок: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: